рус | eng

Биография

Вячеслав Александрович Овчинников, композитор и дирижер, Народный артист России, член Европейской Академии Кино и Телевидения, Действительный член национальной Академии кинематографических искусств и наук, член Союза кинематографистов России, член Союза композиторов России, неоднократный председатель и член жюри всесоюзных, Всероссийских и международных конкурсов симфонических дирижеров, камерных и симфонических оркестров, скрипачей, альтистов, виолончелистов, пианистов.

Вячеслав Александрович родился 29 мая 1936 г. в городе Воронеж в семье военнослужащего, в городе, богатом своими историческими и культурными традициями. Воронеж стоит на холмах и разделен рекой того же названия. Правобережная сторона города под­ходит к знаменитой реке Дон. Около Воронежа и в самом городе замечательные леса и парки. Дубравы и смешанные леса чередуются с хвойными. Уникальные сосновые леса, а также удобное географическое положение города Воронежа, вероятно, привели Петра Великого к мысли о строительстве здесь первого русского флота. Город дал России и миру выдающихся людей в самых различных сферах деятельности. Поэтов - Алексея Кольцова и И.С.Никитина, Нобелевского ла­уреата по литературе И.А.Бунина, замечательных живописцев Крамского и Ге, математика Киселева, писателя Андрея Платонова, создате­ля знаменитого хора М.Е.Пятницкого, космонавтов Феоктистова и Филипченко, академика Басова. Из Воронежа вышли многие знаменитые военачальники и государственные деятели. Знаменитый Лефорт, сподручник Петра I, плененный красотой воронежской природы, пред­почел умирать в Воронеже.

Во время II-й мировой войны город был сильно разрушен, но по­ловина города так и не быта взята противником. Во время войны семья переехала сначала в Сибирь, затем на Дальний Восток, куда перевели служить отца. Сразу же после изгнания гитлеровских войск, несмотря на отсутствие почти всего, в голоде и холоде, воронежцы совершают свой подвиг восстановления города. Когда начали функционировать школы, в том числе и музыкаль­ные, в одну из них в Центральном районе в 1945 году и поступил учиться по классу скрип­ки Вячеслав Овчинников. В семье было четверо детей – три девочки и один мальчик и, несмотря на трудности послевоенных лет, все дети обучались музыке. В это же время он начинает сочинять и исполнять публично свои произведения. Параллельно овладевает и фортепиано, так, что на показательных концертах школы он выступает в нескольких амплуа. Успехи В.Овчинникова оказались столь внушительными, что семилетний курс он проходит за пять лет, оканчивает школу с отличием и уезжает по настоянию В.Бронина и Д.Ойстраха продолжать обучение в Москву. Здесь в сентябре 1951 года он поступает в музыкальное училище при московской консерватории им. П.И.Чайковского в клас­се свободного сочинения доц. Е.О.Месснера. Совершенствует свое мастерство как пианист и оканчивает в1955 г. училище автором двух симфоний для симфонического оркестра. В этом же году он по­ступает в Московскую консерваторию в класс свободного сочинения проф. С.С.Богатырева, а в классе профессора Л.М. Гинсбурга он обучается дирижированию. В 1962 году обучение в консерватории заканчивается и продолжается в аспирантуре в классе профессора Т.Н. Хренникова, так как профессор Богатырев умер в 1961 году. Как и подобает в этом возрасте, В.Овчинников проходит через все искусы современных течений, благополучно их преодолевая и претворяя в своей музыке, и вскоре обретает свой ин­дивидуальный облик, «свою интонацию».

В годы учебы он создает произведения сразу же принесшие ему широкую известность у нас и за рубежом: симфонии, симфонические сюиты, увертюры, поэмы, а также симфонические миниатюры. Он победитель во всех тех Всесоюзных и Всероссийских конкурсах, в которых принимает участие. В 1957 году, победив на одном из таких конкурсов, он получает право открывать своей симфонической поэмой («Фестиваль») международный фестиваль молодежи и студентов в г. Москве в БЗК. Камерные произведения  для скрипки и фортепьяно часто звучат на международных конкурсах исполнителей, а на III – ем конкурсе им. П.И.Чайковского в Москве, соната В.Овчинникова для скрипки и фортепиано является обязательным произведением. Студента Овчинникова исполняют, а иногда и делают премьеры его сочинений, такие всемирно-известные музыканты, как: Давид и Игорь Ойстрахи, Леонид Коган, Эмиль Гилельс, Владимир Ашкенази, Олег Каган, Наталия Гутман, Алексей Наседкин, Валерий Климов, Влади­мир Овчинников, Марина Мдивани, Жан Тер-Мергерян (Франция), Екко Сато (Япония), Дмитрий Сахаров, Эрик Фридман (США), Евгений Малинин, Нина Бейлина (США), Олег Крыса, Николас Чумаченко (Аргентина), дирижеры: проф. А.Гаук, Геннадий Рождественский, Альгис Жюрайтис, Юрий Симононов, Александр Дмитриев, Неэме Ярви (Швеция), Элишка (Чехословакия), Максим Шостакович, Эмин Хачатурян, Иван Шпиллер, Г.Проваторов и др.

После премьеры I-й симфонии в 1960 г. в Москве, исполненной БСО под управлением проф. А.Гаука, Овчинников прочно занимает место одного из самых ангажируемых композиторов своего времени. К нему обращаются с предложениями лучшие театры, киностудии и режиссёры, фирмы граммофонных записей. В.Овчинников сотрудничает с та­кими всемирно известными режиссерами, как Сер­гей Бондарчук, Андрей Михалков-Кончаловский, Андрей Тарковский, озвучивает шедевры А.Довженко, а также работает за рубежом.

Он создает музыку к шедеврам мирового кино: «Война и мир» Сергея Бондарчука, «Иваново детство» и «Андрей Рублев» Андрея Tapковского, «Земля» и «Арсенал» А.Довженко, «Первый учитель», «Дворянское гнездо» Андрея Кончаловского. Все эти работы отмечены наградами на международных конкурсах («Оскар» в США, «Золотой лев» в Венеции и др.). В 1967 г. Английское общество международных пре­мий присудило В.Овчинникову большую золотую медаль за музыку к кинофильмам. Bсe записи музыки в этих фильмах он осуществляет сам. В эти годы он много работает как профессиональный дирижёр (кино, радио, телевидение и грампластинки). Однако, публично дебютирует в качестве дирижёра в 1973 году в г.Москве в Колонном зале дома союзов, с БСО радио и ТВ на юбилейном концерте, посвященном столетию со дня рождения С.В.Рахманинова, где продирижировал произведениями С.Рахманинова и своей «Элегией» памяти великого музыканта, ставшей с тех пор одним из самых любимых произведений московской публики.

С тех пор В.Овчинников много концертирует как дирижёр, пропагандируя не только свою музыку, но и произведения мировой клас­сики. Концерты его протекают в лучших залах страны, с лучшими оркестрами и при постоянных аншлагах. В его концертах принимают участие: Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Елена Гилельс, Виктория Яглинг, Рудольф Керер, Любовь Тимофеева, Вл. Виардо, Ст. Иголинский, Наум Штаркман, Татьяна Климова, Алексей Наседкин, Влади­мир Овчинников и многие другие. Репертуар дирижера Овчинникова обширен, но наибольшие достижения его в интерпретации музыки рус­ской и западно-европейской: П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, М.И.Глинка, М.П.Мусоргский, Дворжак, Сметана, И.Гайдн, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен, И.С.Бах, Р.Вагнер. И.Брамс, К.Дебюсси, Рамо, М.Равель, Т.Малер, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Г.Берлиоз, М.Равель, Римский-Корса­ков, Ж.Бизе, Э.Григ, Я.Сибелиус, Р.Штраус и И.Штраус . и др., т.е. наиболее значительные композиторы 18-го, 19-го и 20-го веков. Грамзаписи дирижера Овчинникова, интерпретирующего свою музыку и других композиторов, выпущены фирмами: «Viktor»(Япония), “Ariola” (ФРГ), “Colombia” и “Capital”(США), “Мелодия” (СССР) и др. Его достижения отмечены почетными званиями, премиями и пра­вительственными наградами.

В.Овчинников ведет активную общественную работу. Он член Советского комитета защиты мира, где его деятельность отмечена в 1975 г. золотой медалью “Борцу за мир”. Он также член Президиума Центрального правления Союза общества дружбы с зарубежными страна­ми. Член комитетов по празднованию дней поэтов: Ф.Тютчева, Алексея Кольцова и И.Никитина. Член Союза композиторов СССР и член Союза кинематографистов СССР. В.Овчинников принимает участие в работе жюри многих Всероссийских и Всесоюзных конкурсов симфонических дирижёров, а также конкурсов исполнителей по специальности фортепиано, скрипка, альт, симфонические оркестры и др.(неоднократно в качестве председателя жюри). В.Овчинников также принимал участие в работе жюри нескольких международных конкурсов по различным специальностям:

а) Международный конкурс дирижеров им. А.Тосканини в г.Парме (Италия);
б) Международный конкурс дирижеров им.Вацлава Таллиха в г.Праге (Чехословакия);
в) Международный конкурс им. П.И.Чайковского в г.Москве (по специальности скрипка, фортепиано, вокал);
г) Международный конкурс композиторов им.Петрасси в г.Парме (Италия);
д) Международный конкурс композиторов “Будапешт-Барч” (Венгрия);
е) Международный конкурс духовых квинтетов в г.Белграде (Югославия);
ж) Международный конкурс пианистов им.А.Рубинштейна в Израиле;

Он принимал участие в международных музыкальных фестивалях:

«Токийское лето» (Токио), где ему были посвящены 4 дня фестиваля и «Пражская весна» (г.Прага, ЧССР).

В.Овчинников относится к тому типу музыкантов, выступлений и сочинений которого ждут, как большого события. И, надо сказать, он никогда не обманывает ожиданий. Вот как оценивает зарубежная пресса выступления В.Овчинникова: “Если большой композитор серьезно занимается исполнительской деятельностью, то он достигает большего, чем просто интерпретатор”. Эти слова Генриха Нейгауза в особенной степени относятся к Вячеславу Овчинникову - выдающемуся композитору и не менее выдающемуся дирижеру» - (чешская га­зета "Руде право"). А вот как отозвалась японская музыкальная критика: “Взошла новая звезда - Вячеслав Овчинников. Его испол­нение демонстрирует неукротимую и жизненную мощь его таланта, которая не может оставить равнодушным слушателя. Это взрыв энер­гии, ошеломляющий шквал музыки, ощущаешь величие... Мощь, Жизненность, одухотворенность - это хочется отметит особо.» Газета «Иомиури». «У Овчинникова выдающийся талант управлять оркестром, он удивительно тонко чувствует каждый инструмент…» «В.Овчинников ­необыкновенно, уникально талантливый музыкант... В нем чувствует­ся благородная сдержанность вдохновения, творящем под контролем разума” (С.Бондарчук, журнал «Юность»). В.Овчинников является создателем произведений почти во всех жанрах музыки. Опера (ли­рическая драма) “На заре туманной юности”, балеты: «Песнь песней» (или “Суламифь”) и «Война и мир», две оратории, четыре симфонии, шесть сюит для симфонического оркестра, симфонические поэмы и увертюры, миниатюры для симфонического оркестра, камерная музыка: романсы, сонаты для скрипки и фортепиано, пьесы для скрипки и ф-но, баллады и поэмы для скрипки и фортепиано, две сюиты для фортепиано, сонаты для фортепиано, “Альбом для детей и юношества” для фортепиано, хоры a capella, траурная музыка для оркестра, музыка к сорока кинофильмам и др. А.Хачатурян и Д.И.Шостакович считали В.Овчинникова самым ярким пред­ставителем своего поколения. В одном из своих писем, адресованном В.Овчинникову, Д.Шостакович предсказывает ему великое будущее. При всем этом сам композитор считает, что находится лишь у начала, а потому даже не нумерует свои произведения.