рус | eng

«Такие высокие горы»

Режиссер: Юлия Солнцева (Пересветова)
Сценарист: Валентина Никиткина
Оператор: Дильшат Фатхулин
Композитор: Вячеслав Овчинников
Государственный Симфонический Оркестр Кинематографии СССР
Дирижер : Вячеслав Овчинников
Художник: Владимир Филиппов
Страна: СССР
Производство: Мосфильм
Год: 1974
Премьера: 2 сентября 1974

Актеры: Сергей Бондарчук, Константин Смирнов, Ирина Скобцева, Николай Пеньков, Вера Енютина, Ирина Короткова, Валентина Ананьина, Светлана Суховей

Герой фильма - сельский учитель Иван Николаевич Степанов - главную задачу воспитателя видит в том, чтобы научить детей быть счастливыми...
Прототипом главного героя стал Василий Александрович Сухомлинский и знаменитая его школа в безвестном прежде поселке Павлыш.

Многие эпизоды, равно как и тексты, заимствованы, что называется, "из Сухомлинского" - из доподлинной его биографии, из обширного печатного наследия. Слушаешь раздумчивые монологи Бондарчука - вспоминаешь проникновенные страницы книг Василия Александровича. Не удивительно, что зрителю, мало-мальски причастному к школе, уже с первых кадров очевидна родословная картины: Павлыш. Но, кроме формальных оснований, есть для этой ассоциации и более глубинные доводы - весь строй фильма, его дух и атмосфера.
Иван Николаевич истово добр и неравнодушен: любая детская горечь - его боль, его забота. Масштабы события не берутся в расчет. Разве в них дело? Подобно тому, как самая малая крупица золота не перестает быть золотом, точно так и самая крохотная обида ребенка - разве перестает она быть обидой, разве не отзывается болью в сердце учителя? Так думает, так чувствует главный герой картины.Подобно чуткому локатору, он все время настроен на детскую "волну". И когда случается в том нужда, он не просто сопереживает, нет, он идет на борьбу, рвется в драку. Вспомним его, безоружного, кинувшегося один на один наперекор страшному в слепой и пьяной своей злобе отцу Володи Пименова.Драка в фильме единственная. Куда чаще зритель видит другое: глаза чуть не вполэкрана, а в них напряженная, ищущая ответа мысль. И всякий раз мысль сопряжена с делом.Иван Николаевич горяч и темпераментен. К тому же он - как бы тут поточнее сказать? - он ярый такой мужичище. Одним словом, задан характер мужского покроя.

...Самое ходкое слово в школе - трудно! Трудно с детьми, трудно с науками, трудно с воспитанием. Что и говорить - да, сложно. И все-таки всегда было и есть в распоряжении учителя могучее средство: приязнь к маленькому - пусть и трижды трудному - человеку. И в том-то и сила и добрый пример Сухомлинского, что он вновь напомнил нам истину, в общем-то не новую.То же средство у Ивана Николаевича: любовь, приязнь, многотерпение. А рядом ему в "подкрепление" звучит с экрана сопровождающее слово Сухомлинского. И слово это убеждает, и бодрит, и веры тебе, взрослому, прибавляет.